Миф второй

Миф ВТОРОЙ: Детям разрешают все. Творится какой-то беспредел на занятиях

Конечно, это не так.

Флортайм-специалисты, как и большинство психологов и психотерапевтов, придерживаются точки зрения о необходимости существования четких границ в жизни ребенка. Достаточное количество «нельзя» от взрослого позволит ребенку обрести чувство структуры, безопасности и избавит его от излишней тревоги и растерянности.

Хочу добавить к этому два «но».

  1. Этих ограничений не должно быть слишком много. Необходимо предоставить ребенку достаточно свободного пространства для экспериментов и развития. Приведу неточную цитату Пиаже: «Ребенок развивается, активно взаимодействуя с внешним миром, а не пассивно наблюдая» (от меня – «и не в процессе выполнения наших указаний»). Вспоминается абсурдный случай, когда несколько нянь сразу не давали 3-х летнему мальчику самому подниматься по ступенькам (а он очень хотел) с абсолютной уверенностью, что заботятся о нем.
  2. Требования, которые взрослые предъявляют ребенку, должны соответствовать уровню его развития. Ведь никому не придет в голову требовать от 2-месячного малыша пользоваться туалетом. Однако, бывает, что от ребенка требуют успокоиться, а он не в состоянии это сделать, ему нужна поддержка. Ну, или требуют перестать вокализировать, а это пока единственный способ, доступный ему, чтобы помочь себе сбалансировать работу нервной системы. Как специалисты Флортайм определяют этот уровень? Для этого у нас есть описанные Гринспеном и многократно проверенные практикующими Стадии функционального эмоционального развития. По мере продвижения ребенка по этим стадиям, количество границ, рамок и ожиданий от ребенка значительно увеличивается. И это, как мне кажется, очень логично и гуманно.

СЛЕДУЮЩИЙ МИФ