Флортайм и неглубокое понимание его идей

Увы и ах.

К большому сожалению, часто приходится слышать и читать о том, что Флортайм - это просто "следовать за ребенком". Говорят и пишут об этом уверенно те, кому пока не удалось познакомиться с методом достаточно глубоко. Очень хочется как-то остановить распространение некорректной информации и препятствовать профанации подхода.

Действия профессионального флортайм-специалиста с самого начала, с самой первой минуты сессии находятся в континууме двух противоположных модальностей:

следовать <—————> озадачивать


В какой точке этого континуума будет действовать специалист зависит от очень многих факторов (уровня саморегуляции ребенка, качеств контакта, индивидуальных особенностей ребенка, его сильных и слабых сторон....; от задач сессии; от фантазии и возможностей специалиста и т.д.). Смысл сессии: балансируя между фрустрацией и поддержкой, создать условия для того, чтобы ребенок получил новый полезный опыт... Без давления извне, по собственному желанию вышел из зоны комфорта.

(Самой надоело это выражение, надо сказать. Я имею в виду, - "зону комфорта").

Иногда озадачить - это

      • сделать паузу
      • сделать неожиданное выражение лица
      • издать неожиданный звук
      • выйти за рамки своего обычного диапазона эмоциональных проявлений
      • спрятать игрушку
      • поместить игрушку повыше на шведской стенке
      • предложить свою идею в игре
      • настаивать на своей идее в игре
      • отказываться делать то, что ожидает ребенок
      • создать препятствие
      • сделать что-то неожиданное
      • вдруг начать "не понимать"
      • задавать вопросы "как", "когда", "зачем", "почему"
      • предлагать в игре выбор из двух и более возможностей
      • разного рода "не получается! что же делать?"
      • играя с ребенком с дислексией в инопланетян, написать длинное письмо от этих инопланетян, которое ребенку захочется прочитать
      • играя "в концерт" с ребенком, который не хочет читать и писать, сказать, что для концерта необходима реклама и тем самым поспособствовать тому, чтобы ребенок начал изготавливать рекламные листовки
      • в конце сессии задать ребенку вопрос, над которым он будет думать целую неделю, будет искать информацию и через неделю сам вернется к этому вопросу для продолжения разговора
      • и т.д.

Чем специалист более творческий и любящий детей, тем больше прекрасных идей озадачивания он сможет применить.

Увы, флортайм точно не подходит тем, кто не готов быть творческим, тем, кто устал и хочет побыстрее закончить сессию, тем, кто не может всецело присутствовать в игре и тем, кто предпочитает "обучение путем заучивания".

Анжела Заяц