РАЗЛИЧИЯ

Природные биологические различия

(Или буква "I" в аббревиатуре D I R - индивидуальные различия

Все дети, независимо от того, есть ли у них расстройства аутичного спектра или иные особенности развития, или - нет, по-разному воспринимают мир органами чувств. Согласно концепции DIR надо сначала оценить стадию развития ребенка и его индивидуальные различия в области обработки информации, затем организовать терапию с учетом этих факторов.

Стенли Гринспен и Серена Уидер отмечают: дети рождаются с сенсорными и двигательной системами, но эти системы еще надо подключать и обеспечить им совместное функционирование. Именно эмоции обеспечивают связь между сенсорными и двигательной сферами на все более высоких уровнях.

Наиболее распространенные нарушения обработки информации, с которыми встречаемся у детей с РАС, относятся к сфере обработки слуховой информации и выражению идей и эмоций с помощью языка. Иногда дети не могут извлечь смысл из того, что слышат, или не могут выразить то, что происходит в их сознании. Но такие трудности характерны и для детей с нейротипичным развитием тоже. Очень часто это касается и взрослых.

Сложности с нарушением обработки слуховой информации могут накладываться на другие, на первый взгляд, никак не связанные с этим нарушения. Например, ребенок с диагностированным расстройством социального поведения может не понимать указаний, что послужит причиной частой раздражительности и агрессивного поведения.

Отдельно необходимо обращать внимание на способность моторного планирования ребенка. Моторное планирование - это то, как мы действуем согласно нашим целей, а также, что мы видим и слышим. Уже у младенца наблюдается эта способность, когда оно поворачивает головку в направлении родительского голоса. Моторное планирование создает основу для более сложных способностей, которые отвечают за выполнение серии последовательных действий, приводящих к определенной цели. У разных людей особенности функционирования моторного планирования очень отличаются.

Дефицит моторного планирования называется «диспраксия», или «проприоцептивная дисфункция».

Первые признаки нарушений обработки визуально-пространственной информации наблюдаются, когда ребенок не в состоянии сфокусировать взгляд на матери или перевести взгляд от игрушки к улыбающемуся лицу взрослого и затем обратно на игрушку. Согласно исследованиям ведущего специалиста по развитию зрения Гарри Вакса обработку визуально-пространственной информации можно разделить на шесть базовых свойств: понимание своего отношения к собственному телу, переход к миру предметов за пределами своего тела, переход к отношениям между объектами внешнего мира, к представлениям однозначных соответствий, постоянства характеристик объектов, переход к более высоким уровням визуально-пространственного понятийного мышления.

Многие дети с РАС полагаются на периферийное зрение, поэтому им сложно концентрировать внимание на вещах, которые движутся перед ними. Эта неспособность - одна из причин неудовлетворительного визуального контакта с окружающими.

Способность регулировать интенсивность ощущений, поступающих из внешнего мира - это сенсорная модуляция. Большинство детей с РАС обостренно реагируют на некоторые ощущения, например, на легкое прикосновение, громкий звук, яркий свет. Другая крайность - слабая реакция на слуховые, тактильные, зрительные впечатления. Такие дети могут уходить в себя, потому что не чувствуют связи с миром. Другие постоянно стремятся к ощущениям, движениям, прикосновениям, или звукам, могут непрерывно бегать по кругу, врезаясь в людей, чтобы получить больше сенсорной информации. У таких детей может быть слабая реакция на боль. Также есть дети, которые очень остро реагируют на прикосновения и звуки, но все равно стремятся к новым ощущениям, перегружая свою нервную систему.

Понимание того, как дети воспринимают ощущения и регулируют их интенсивность, необходимо для того, чтобы помогать им развиваться.

Уникальный профиль ребенка может меняться каждый день. У детей, как и у взрослых бывают удачные и неудачные дни. Поэтому очень кстати вместо вопроса «Что может делать ребенок?» Задавать вопросы «В каком диапазоне может действовать ребенок?»

Кроме того, Гринспен замечает: «Определив диапазон ребенка, не надо пытаться все время удерживать его у верхнего уровня, потому что это невозможно, нужно сдвигать весь диапазон вверх по лестнице развития, чтобы новый нижний уровень приходил на смену прежнему верхнему. Работать с детьми, когда у них что-то не получается, не менее важно, чем тогда, когда они выдают наилучшие результаты, потому что мы должны помогать им развиваться и осваивать более высокие уровни непрерывно».