РАЗЛИЧИЯ

Природные биологические различия

(Или буква "I" в аббревиатуре D I R - индивидуальные различия

Все дети, независимо от того, есть ли у них расстройства аутичного спектра или иные особенности развития, нет, по-разному воспринимают мир органами чувств. Согласно концепции DIR надо сначала оценить стадию развития ребенка и его индивидуальные различия в области обработки информации, затем организовать терапию с учетом этих факторов.

Стэнли Гринспен и Серена Уидер отмечают: дети рождаются с сенсорной и двигательной системами, но эти системы еще надо подключать и обеспечить им совместное функционирование. Именно эмоции обеспечивают связь между сенсорной и двигательной сферами на все более высоких уровнях.

Именно эмоции обеспечивают связь между сенсорной и двигательной сферами на все более высоких уровнях. Ощущение ребенка начинают сочетаться с его движениями благодаря эмоциям (аффекта) уже на ранних этапах жизни.

Наиболее распространенные нарушения обработки информации, с которыми встречаемся у детей с РСА, относятся к сфере обработки слуховой информации и выражения идей и эмоций с помощью языка. Иногда дети не могут вытянуть смысл с того, что слышат, или не могут выразить то, что происходит в их сознании. Но такие трудности выпадают и на долю детей с нормальным развитием тоже. Очень часто это касается и взрослых.

Сложности с нарушением обработки слуховой информации могут накладываться на другие, на первый взгляд, никак не связаны с этим нарушения. Например, ребенок с диагностированным расстройством социального поведения может не понимать указаний, будет причиной частой раздражительности и агрессивного поведения.

Отдельно необходимо обращать внимание на способность моторного планирования ребенка. Моторное планирование - это как мы действуем согласно нашим целей, а также, что мы видим и слышим. Уже у младенца наблюдается эта способность, когда оно поворачивает головку в направлении родительского голоса. Моторное планирование создает основу для более сложных способностей, которые отвечают за выполнение серии последовательных действий, приводящих к определенной цели. В разных людей особенности функционирования моторного планирования очень отличаются.

Дефицит моторного планирования называется «диспраксия», или «проприоцептивная дисфункция».

Первые признаки нарушений обработки визуально-пространственной информации наблюдаются, когда ребенок не в состоянии сфокусировать взгляд на матери или перевести взгляд от игрушки к улыбающегося лица взрослого и затем обратно в игрушки. Согласно исследованиям ведущего специалиста по развитию зрения Гарри Вакса обработку визуально-пространственной информации можно разделить на шесть базовых свойств: понимание своего отношения к собственному телу, переход к миру предметов за пределами своего тела, переход к отношениям между объектами внешнего мира, к представлениям о однозначных соответствий, постоянства характеристик объектов, переход к более высоким уровням визуально-пространственного понятийного мышления.

Многие дети с РСА полагаются на периферийное зрение, поэтому им сложно концентрировать внимание на вещах, которые движутся перед ними. Эта неспособность - одна из причин неудовлетворительного визуального контакта с окружающими.

Способность регулировать интенсивность ощущений, поступающих из внешнего мира - это сенсорная модуляция. Большинство детей с РСА обостренно реагируют на некоторые ощущения, например, на легкое прикосновение, громкий звук, яркий свет. Другая крайность - слабая реакция на слуховые, тактильные, зрительные впечатления. Такие дети могут уходить в себя, потому что не чувствуют связи с миром. Другие постоянно стремятся к ощущениям, движений, прикосновений, или звуков, могут непрерывно бегать по кругу, врезаясь в людей, чтобы получить больше сенсорной информации. В таких детей может быть слабая реакция на боль. Также есть дети, очень остро реагируют на прикосновения и звуки, но все равно стремятся к новым ощущениям, перегружая свою нервную систему.

Понимание того, как дети воспринимают ощущения и регулируют их интенсивность, необходимое для того, чтобы помогать им развиваться.

Уникальный профиль ребенка может меняться каждый день. У детей, как и у взрослых бывают удачные и неудачные дни. Поэтому очень кстати вместо вопроса «Что может делать ребенок?» Задавать вопросы «В каком диапазоне может действовать ребенок?»

Кроме того, Гринспен замечает: «Определив диапазон ребенка, не надо пытаться все время удерживать его в верхнего уровня, потому что это невозможно, нужно сдвиги все диапазон вверх по лестнице развития, чтоб новый нижний уровень приходил на смену прежнему верхнему. Работать с детьми, когда у них что-то не получается, не мене важно, чем тогда, когда они выдают наилучшие результаты, потому что Мы должны помогать им развиваться и осваивать более высокие уровни непрерывно ».