Где искать правильный ответ?

В сети есть много постов, в которых по пунктам пишут, что делать в той или другой ситуации. Прямо пошагово. Типа "Если ребенок делает то-то, Вы должны сначала сделать ШАГ 1, потом ШАГ 2. Если не получится - смотри ШАГ 3" и т.д. И книги, в которых такое пишут, тоже есть.

Но это не правда, потому что невозможно написать инструкцию, которая бы работала во всех ситуациях, которая бы подходила всем мамам и всем детям.

Ответы специалистов на вопросы: "Что делать в такой-то ситуации?", "Я правильно поступаю, когда...?" – всегда очень и очень приблизительные. И выглядят они как совет. И, если родитель возьмет этот совет и применит эти ШАГИ, при этом внутренне не приходя к осознаванию необходимости таких ШАГОВ, скорее всего, ничего не выйдет; результат будет не таким, к которому стремились, потому что СОСТОЯНИЕ родителя и его МОТИВ играют огромную роль. Просто огромную.

Поэтому многие психотерапевты стараются таких советов не давать.

Что тогда они могут дать?

Много разных психологических и непсихологических концепций, которые могут относиться к конкретному вопросу.

Много способов разных, как на эту ситуацию можно смотреть, под каким углом.

Самое важное: специалисты могут дать очень важные точки в конкретной ситуации взаимодействия, на которые обязательно нужно обратить внимание, т.е. усилия специалиста будут направлены на то, чтобы родитель смог стать в следующий раз в подобной ситуации более осознанным, смог замечать больше, чем раньше, и в ребенке, и в себе, и с учетом всего этого, сделать выбор и принять решение, как поступить.

"Правильный" ответ может родиться только внутри родителя, когда он со-настроен и вооружен достаточным количеством знаний. Знаний, кстати, не должно быть слишком много, иначе они начнут играть с родителями и специалистами дурные шутки. :)

Концепции границ и насилия, знаний об эмоциях и, конечно, концепции DIR достаточно, чтобы родитель при следующих взаимодействиях с ребенком был более чувствительным и наблюдательным и чтобы ситуации взаимодействия стали меняться.

Именно потому, что мы начинаем осознавать новые грани во взаимодействии и замечать вещи, на которые раньше не обращали внимание, наше поведение начинает меняться.


Анжела Заяц