Поощрение и наказание

часть первая

​часть первая

Меня часто спрашивают на лекциях и во время консультаций о том, как я отношусь к АВА

И чем дольше я практикую и наблюдаю динамику развития детей, тем больше понимаю, что никак

🍁 Меня часто спрашивают на лекциях и во время консультаций о том, как я отношусь к АВА. И чем дольше я практикую и наблюдаю динамику развития детей, тем больше понимаю, что никак.

🌼 Во-первых, я не считаю себя компетентной в данном подходе и не могу давать какую-либо оценку методу. Я не прочла по АВА ни одной книги, прослушала только одну лекцию Юлии Эрц и пару докладов на конференциях, после чего поняла, что изучать это и заниматься так не хочу. Но это не значит, что я свой опыт и чувства, связанные с моим знакомством с этим подходом, могу предлагать родителям в качестве экспертной оценки.

🌿 Во-вторых, я видела детей, которые любили своих АВА-терапистов. Из рассказов мам я узнавала, что ребенок с радостью бежит на занятия и много навыков благодаря этим занятиям получил. Во Флортайм же они пришли для того, чтобы у ребенка развивалась спонтанная речь, творческое мышление, способность выдерживать неопределенность, растерянность, неизвестность, разные трудные чувства, которые возникают при взаимодействии с детьми и взрослыми, способность действовать не по инструкции, создавать идеи и претворять их в жизнь.

🌼 Также я видела детей, которые получали много часов АВА-терапии, но это очень мешало их развитию, травмировало психику, приводило к подавленности, неуверенности, к тому, что ребенок еще больше терял связь со своим телом, своими чувствами, желаниями, мог выполнять инструкции, но когда инструкций не было, очень тревожился...., также это приводило к тому, что отношения между детьми и родителями разрушались, и родители тоже были очень подавлены и словно отрезаны от своих чувств. И тогда мы долго работали над восстановлением чувствительности, над возрождением отношений и над возвращением доверия ребенка к миру.

🌱 Поэтому я думаю, что дело прежде всего в специалистах. В том - какие у них ценности, какие мотивы в работе, открыто ли их сердце, готовы ли они чувствовать ребенка, честны ли с собой, получают ли профессиональную поддержку (личную терапию, супервизию, общение с коллегами), в состоянии ли строить отношения с родителями ребенка и т.д.

На самом деле, в любом подходе (Флортайм, не исключение), специалист может быть/стать токсичным (бесчувственным, формальным, жестким, с узким взглядом и фанатичным упрямством, высокомерным, унижающим, ранящим, обесценивающим...) Это вопрос компетентности специалиста, членства в профессиональном сообществе и регулярной супервизии.

🌺 Однако, есть тема, по которой я могу высказаться гораздо более определенно и позволить себе все же дать оценку — это тема поощрения и наказания.

Я убеждена, что в пространстве, которое мы (родители, в первую очередь, и специалисты, во вторую) создаем для развития наших детей, этих понятий быть не должно.

Я знаю про Павлова, про условный рефлекс, про бихевиоризм и признаю, что все это работает и научно доказано.

🌳 Но помимо формул бихевиоризма, существует формула Курта Левина :

Поведение есть функция окружения и личности

🍀 И также я знаю, что психика человека формируется из отношений. И для растущего ребенка нет ничего важнее отношений. В них он формирует образ себя и мира, в них он пробует новое и учится проживать сложные эмоции, в них он становится сильнее, увереннее, смелее. В них он приобретает вкус жизни и вкус взаимодействия с другими людьми. Благодаря отношениям ребенок обретает опору, которую ничем не заменить и которую он будет ощущать внутри, даже когда родителей не будет рядом.

🍀 Именно отношения позволяют нам видеть уникального ребенка, а не его дефект или диагноз. Именно отношения делают возможным невероятное. Именно отношения дают энергию для развития и желание преодолевать препятствия. Именно отношения могут сделать родителей и специалистов творческими. Именно они делают нас людьми.

Анжела Заяц