Поощрение и наказание

часть вторая

часть вторая​

Так ли они необходимы в жизни ребенка? К чему приводят? Какую цель преследуют?

✅ Во-первых, они работают. Они влияют на поведение ребенка. И любого взрослого тоже. Сюда относятся примеры с зарплатой, премией, штрафами, лишением прав и др.

✅ Во-вторых, поведение того, к кому это применяется, может меняться в двух направлениях. Ребенок может стать очень удобным и послушным, чтобы получать больше поощрений и меньше наказаний. (При этом сами «поощрения» и «наказания» становятся более значимыми, чем то, за что ребенок их получает. Фокус внимания ребенка будет именно на награде или лишении, но не на своей деятельности.) Или (условно – второе направление) ребенок может совсем «отбиться от рук» - сильно сопротивляться, страдать, ненавидеть весь мир, противопоставлять себя этому миру, пытаться отстраниться, … иногда притвориться, чтобы быстрее отделаться… хитрить, обманывать, манипулировать… Возможен и третий вариант: иногда ребенок послушный, «шелковый», а иногда – неуправляемый. Это все верно и для взрослых.

✅ В-третьих, применение поощрения и наказания в деле воспитания ребенка – самый короткий путь, не требующий от взрослого творческого поиска, внимательных наблюдений и размышлений о том, почему, например, мой малыш все время стремится все рассыпать, перевернуть, бросить или, почему, не смотрит в глаза, не хочет заниматься с сортером, но при этом постоянно прибегает к зрительным стимуляциям, ищет проприоцептивных ощущений или немыслимо вокализирует.

✅ В-четвертых, метод поощрений и наказаний изначально нацелен на внешние изменения, изменения в поведении. Невозможно пробудить интерес к самой деятельности, используя только награду за результат или отсутствие награды за отсутствие результата.

✅ Да, и поощрение и наказание могут быть не обязательно чем-то материальным, это может выражаться в том, что ребенок видит: «мама довольна мной» или «мама недовольна мной» и старается изо всех сил сделать маму довольной, тратит именно на это свою психическую энергию, ограничивая при этом и подавляя свои желания, связанные с исследованием мира, и, как следствие, с собственным развитием.

✅ Теперь пару слов отдельно напишу о поощрении и наказании в контексте развития ребенка.

❗️ Начну с наказания

❗️ Что такое наказание? Это использование своей власти для того, чтобы тот, к кому мы это применяем, испытал специальные эмоции (стыд, вину, страх, одиночество, ощущение своей некомпетентности, неуспешности, «нехорошести»), которые потом будут руководить его поведением, во-первых, и станут основой образа себя, во-вторых.

❗️ Когда речь идет о взрослом человеке, нарушителе законов общества, наказание мне кажется все же более уместным.

❗️Когда речь идет о маленьком ребенке, который только пришел в мир, очень зависит от своих близких, наказание воспринимается как предательство, как лишение ребенка поддержки, как демонстрация ребенку послания «когда ты такой, ты меня не устраиваешь», «будь другим, тогда я буду тебя любить и играть с тобой». Подобные послания в детском возрасте очень опасны. Маленький ребенок еще не может управлять своим поведением и задача родителей – помочь ему научиться управлять собой, обрести способность к саморегуляции. Такая способность обретается благодаря феномену со-регуляции взрослого и ребенка. Прежде всего ребенок для развития этой способности нуждается в безопасности, возможности опираться на взрослого, получать поддержку в самых трудных ситуациях. Дальше постепенно взрослый будет становиться более «озадачивающим» во взаимодействии с ребенком, но всегда так, чтобы соблюдать баланс фрустрации и поддержки.

❗️В этом посте я не касаюсь темы границ, рамок, правил, запретов, которые не являются наказанием. Наоборот, при разумном применении являются заботой и помогают ребенку ощутить безопасность.


🎁 И про поощрение

На самом деле, вещь хорошая, если в меру и не манипулятивно.

🎁 Допустим, ребенок наконец начал проситься на горшок. И радости Вашей нет предела. Вы проявляете эту радость: «Умничка! Как я рада! Ура!». Вы делаете это искренне, Вы выражаете свои чувства, тем самым еще и работая над задачами коммуникации. Вы можете называть это поощрением, но я называю это обменом эмоциями.

🎁 Если поддержка искренняя и не используется манипулятивно – мол, «я сейчас тебе улыбнусь, скажу, что ты «молодец», похлопаю, и ты тогда будешь еще больше стараться», если родитель готов поддержать ребенка в любых его чувствах, чтобы прожить эти чувства вместе с ним и прийти к адаптации, то ребенок понимает: «Я не один». И не травмируется, а развивается.

🎁 Что я называю поощрением? Например: «Сдашь экзамен на отлично, купим тебе айфон». «Сложишь эту пирамидку (сортер, карточки), потом возьмешь игрушку любую с полки и поиграешь». Особенно мне кажется опасным использовать игру как поощрение, потому что игра необходима для развития и ощущения себя свободным и активным в этом мире. Если хотите, - ребенок имеет право на игру и исследование просто потому, что родился.

🎁 Поощрение – это действие того, кто находится по отношению к ребенку в оценивающей позиции, с целью вызвать у ребенка специальные чувства, ведущие к зависимому и управляемому поведению.

✅ Я на стороне тех психологов и психотерапевтов, которые считают, что работа над отношениями, уважительная, чуткая, творческая, приведет к тому, что ребенок будет хорошо себя вести, развиваться, хотеть познавать мир, преодолевая трудности и покидая зону комфорта. И при этом взрослые не будут использовать систему поощрений и наказаний. Об этом можно почитать у Петрановской, Ньюфелда, Макнамары. Если ребенок с особенностями развития, то беречь отношения необходимо еще больше…

автор: Анжела Заяц