Поощрение и наказание

часть третья

​часть третья

Флортайм и поощрение


🍉 Расскажу коротко о том, что часто делают флортайм-специалисты/флортайм-мамы и, возможно, кому-то из читателей захочется это связать с терминами "поощрение" и "наказание", но мы обходимся без них. Здесь я не даю оценку - хорошо это или плохо, просто это так.

🚁 Взаимодействие ребенка и специалиста может выглядеть очень по-разному в зависимости от уровня функционального эмоционального развития ребенка, его индивидуального профиля, индивидуального профиля специалиста, характеристик пространства и т.д.

🍋 Допустим, ребенок играет с горохом. Сначала, преодолевая брезгливость и тревогу, осторожно прикасается, потом смелее шуршит горохом в коробке, потом решает начать бросать горох в воздух. И, специалист, учитывая сенсорную оборонительность, тактильную гиперчувствительность и особенности эмоциональной регуляции ребенка, настраивая свой аффект, сопровождает действия ребенка звуками, возгласами, мимикой, жестами, словами (если это уместно).... так, чтобы, с одной стороны, ребенка не остановить в его творческом порыве, с другой стороны, чтобы разделить и эмоционально присоединиться к переживанию новых ощущений ребенком, которые раньше его пугали и от опыта получения которых он отказывался.

⛵️ Или игра символическая с ребенком. Специалист со-настраивается с ребенком эмоционально, с учетом сенсорного профиля и знаний о его сильных/слабых сторонах, и сопровождает процесс логического и абстрактного мышления ребенка, эмоционально отражая на каждом этапе игры успехи и трудности, иногда облегчая задачу, иногда усложняя, но всегда с поддержкой и интересом к идеям ребенка и способу их реализации, а иногда - с искренним проживанием вместе с ребенком фрустрации от того, что идея нереализуема.

🚲 Такая работа специалиста/мамы часто ювелирна, потому что нужно в каждый момент сессии учитывать и замечать очень много феноменов, не пропускать сигналы ребенка, следить за ритмом, скоростью, интонацией, быть осведомленным о своих чувствах и чувствах ребенка.

🚎 Цель такого внимательного эмоционального сопровождения каждого шага ребенка на пути творческой адаптации к миру именно в поддержке, со-переживании, сопровождении, а также в том, чтобы новый опыт был получен и усвоен. Хотя, возможно, кто-то может назвать это поощрением.

🚀Специалист/мама не всегда транслируют: "Молодец! Ты это сделал!", часто это может ощущаться, как: "Надо же!", "Ничего себе!", еще чаще: "Ну-ка, посмотрим...", "Как с этим быть?" и т.д., чтобы потом констатировать, например, "Получилось" или "Не получилось", помня о том, что ребенку одинаково важен опыт успеха и неуспеха и понимание, что образ себя остается неизменным и не зависит от успеха\неуспеха.

💫 "Ты есть, ты пробуешь, ты исследуешь, ты радуешься, ты огорчаешься, ты боишься, ты преодолеваешь страх, ты получаешь удовольствие, ты мечтаешь, ты разделяешь чувства с близкими, ты любишь, ты злишься.... ты живешь, ты растешь и развиваешься!" Это не буквальные слова ребенку, это транслируемая эмоция внимательного сопровождения и отражения его шажков.

Автор: Анжела Заяц