Вовлеченные отцы получают результаты

Тезисы доклада Роберта Насифа на конференции ICDL2019

Роберт Насиф, доктор философии, отец ребенка с аутизмом

Роберт вспоминает: «Когда у нас случился диагноз «аутизм» сначала это ощущалось как трагедия. И надо сказать, что у сына очень глубокий аутизм, поэтому частично до сих пор это ощущается как драма. Но я не хочу быть такой трагической фигурой и для меня это очень важная история. Я не хочу переоценивать трагическую часть нашего опыта. Мне это не нравится….

В своем дневнике я писал: «Я пытался изменить тебя так сильно, но в итоге ты изменил меня. И вместо того, чтобы ты превратился в сына, которым я хотел тебя видеть, ты сделал меня человеком, которым я должен был быть».

И, на самом деле, это все еще продолжающееся путешествие.

Отпустить свое собственное желание сделать ребенка таким, каким родитель его воображает...

Когда мы начали свое первое вмешательство, я ходил на все встречи, на все групповые обсуждения и я был единственным отцом в этих группах. Мужчины оставались дома и смотрели за детьми, а женщины могли посещать конференции и эти встречи".

И далее тезисы доклада:

🗝 Существует очень много мифологий вокруг отцовства. 80% того, что мы знаем об отцовстве – это мифология. Преувеличено количество разводов среди семей с особыми детьми (большинство семей остаются вместе), но очень недооценены тревожность и депрессия в этих же семьях. И мы видим, что родители и особенно отцы очень часто находятся в тяжелых ситуациях, потому что они не участвуют во многих важных беседах.

🗝 Последние исследования по развитию, последние исследования по раннему вмешательству показывают огромное влияние отцовства.

🗝 Очень часто отцы не воспринимаются как равные партнеры профессионалами, потому что отцам передают все новости со встреч и консультаций матери и матери рассказывают им, что они должны делать, потом их критикуют за то, что они что-то делают неправильно.

🗝 Есть крупные исследования (Kasari, Paparella, Freeman & Jahromi, 2008), посвященные отцовскому стилю воспитания, которые показывают, что отцовская игра более активна, она более жесткая. Многие матери огорчаются оттого, что они целые дни проводят с ребенком, воспитывают его, а потом приходит папа и становится источником сплошного удовольствия. И при этом у отца есть очень важная поддерживающая роль человека, поддерживающего развитие через игру. Отцы меньше модулируют свои языковые модальности, они не подстраивают под ребенка свою речь, свои интонации, могут использовать сложные речевые конструкции. Было показано, что оба стиля (и материнский, и отцовский) абсолютно помогают ребенку развивать речь, потому что ребенок получает как-бы два стиля общения. (Мать больше адаптирует свой стиль под ребенка).

🗝 Когда отец очень сильно вовлечен в процесс воспитания ребенка, это очень сильно понижает уровень тревожности матери, которую она неизбежно испытывает в случае особого ребенка, и уменьшает риск депрессии.

🗝 Был раньше распространен стереотип, что отцы особых детей пытаются дистанцироваться от проблемы.

🗝 Еще одно исследование показало: те отцы, которые проводят больше времени со своими детьми, более счастливы и успешны на работе и меньше включаются в конфликты дома. Они, когда приходят домой, не начинают жаловаться, и когда приходят на работу, не начинают жаловаться.

🗝 Нужно учить отцов замечать маленькие вещи.

🗝 Это нормально испытывать боль, и нормально искать поддержку для себя, но родители должны для детей быть энергичными, позитивными и все дети должны получать это.

🗝 80% аутистов – это мальчики и это часто не те мальчики, которых ждали их отцы, не те мальчики, которых они воображали в своих мечтах.

🗝 Необходимо научиться жить с непредсказуемостью.


🗝 Бывает, что родителю очень скучно и тяжело, когда ребенок занят своим специфическим интересом, и это очень болезненно воспринимается ребенком. Важно, чтобы специалист помог найти какой-то общий интерес для ребенка и родителя, которым они могут вместе наслаждаться.

🗝 Молодые люди с аутизмом часто рассказывают о своем опыте, о том, что они сделали больно своим родителям. У этих детей возникали суицидальные мысли, когда родители хотели их нормализовать, привести к норме, но это не получалось. И дети чувствовали вину.

"Я иногда смотрю на других детей – племянников, сверстников сына и думаю, что могло бы быть, если бы сын был нейротипичным. Нормально ли это? Это нормально так думать иногда. Горюю ли я? Нет. Мне достаточно хорошо в том месте, в котором я нахожусь".

🗝 План для отцов

1. Говорите о своих фрустрациях

2. Проводите время, играя с ребенком

3. Проводите время с другими своими детьми

4. Работайте над пониманием своего партнера

5. Заботьтесь о себе

6. Улучшайте коммуникацию

7. Посещайте так много встреч, как это возможно посетить, чтобы делиться своей историей с другими отцами

8. Говорите о том, что работает для вас в проблемных ситуациях


"Все начинается с принятия. Но принятием не заканчивается". (Роберт Насиф)

Тезисы доклада - Анжела Заяц