Флортайм и эмоции

Ключевую роль в развитии ребенка и в жизни любого человека играют эмоции.

🍒Именно они управляют нашим поведением. Пример. Мы можем договориться с кем-то о чем-то, но если внутри нас есть неосознаваемое нежелание следовать этому договору, мы всячески будем саботировать его выполнение (можем заболеть, опоздать, забыть и т.п.).

🍒Эмоции управляют нашей памятью. Именно эмоции отвечают за то, что мы запоминаем, а что никак запомнить не можем.

🍒Эмоции управляют процессом мышления. Мы не можем себя заставить думать о чем-то, если не хотим и, наоборот, не можем прекратить размышлять о том, что для нас эмоционально важно.

🍒Эмоции управляют не только тем, что мы делаем, но и тем, как мы это делаем. С охотой, удовольствием, творчески. Или - формально, спустя рукава, лишь бы сделать и забыть, для галочки.

❗️ Центральной проблемой при аутизме является дефицит социальной включенности. Что это значит? Ребенка больше интересуют ощущения и физический мир, чем мир людей. Как нам с этим быть? (Ведь ребенок обучается при помощи социального опыта, а здесь социальный опыт не попадает в поле зрения ребенка.)

❗️ К этому следует добавить постоянный тревожный фон и сенсорную оборонительность (по отношению к новым стимулам, например, к новой пище; и к новым ситуациям), очень часто встречающиеся при аутизме. Как увеличить зону толерантности ребенка к получению нового опыта, в том числе социального?

🌼 Флортайм на эти вопросы отвечает так: это возможно через отношения, которые дают ребенку ощущение опоры на взрослых и доверие к миру.

🚸 Работа над отношениями - это то, с чего нужно начинать и она невозможна без работы над эмоциями, без признания любых эмоций ребенка законными и важными.

☘️ Начинать нужно "с самого низа" - с саморегуляции. Поставить цель - помочь ребенку научиться саморегуляции, способности оставаться спокойным, сосредоточенным, бодрым, внимательным в течение какого-то времени. Эта способность приобретается только при помощи со-регуляции, которую осуществляет мама или специалист. Проживая с ребенком самые интенсивные и непростые чувства, мы даем ему опыт, который позволит в дальнейшем справляться с этими чувствами уже без нашей помощи.

🌼 Потом научить ребенка контакту, показать каким-то образом, что контакт с человеком - это не всегда стресс, принуждение, невыполнимые ожидания, давление и т.п. Также в любом контакте может возникнуть чувство растерянности, непонимания, стыда, протеста, отвращения, страха... и это тоже нужно научиться проживать. Тогда возникнет пространство для удовольствия, радости, восхищения, причастности, единения, совместного интереса, азарта и т.д.

☘️Когда ребенок начнет ценить контакт с другим человеком без принуждения и поощрения, мы сможем ставить гораздо более сложные цели: развивать довербальную коммуникацию и речь, решать задачи, мыслить творчески, рефлексировать...

Главное - видеть ребенка. Не диагноз, не дефект, не проблемное поведение, а ребенка. А также много учиться, пропускать знания через сердце. И чувствовать.

Анжела Заяц