Флортайм и неглубокое понимание его идей
Увы и ах.
К большому сожалению, часто приходится слышать и читать о том, что Флортайм - это просто "следовать за ребенком". Говорят и пишут об этом уверенно те, кому пока не удалось познакомиться с методом достаточно глубоко. Очень хочется как-то остановить распространение некорректной информации и препятствовать профанации подхода.
Действия профессионального флортайм-специалиста с самого начала, с самой первой минуты сессии находятся в континууме двух противоположных модальностей:
следовать <—————> озадачивать
В какой точке этого континуума будет действовать специалист зависит от очень многих факторов (уровня саморегуляции ребенка, качеств контакта, индивидуальных особенностей ребенка, его сильных и слабых сторон....; от задач сессии; от фантазии и возможностей специалиста и т.д.). Смысл сессии: балансируя между фрустрацией и поддержкой, создать условия для того, чтобы ребенок получил новый полезный опыт... Без давления извне, по собственному желанию вышел из зоны комфорта.
(Самой надоело это выражение, надо сказать. Я имею в виду, - "зону комфорта").
Иногда озадачить - это
- сделать паузу
- сделать неожиданное выражение лица
- издать неожиданный звук
- выйти за рамки своего обычного диапазона эмоциональных проявлений
- спрятать игрушку
- поместить игрушку повыше на шведской стенке
- предложить свою идею в игре
- настаивать на своей идее в игре
- отказываться делать то, что ожидает ребенок
- создать препятствие
- сделать что-то неожиданное
- вдруг начать "не понимать"
- задавать вопросы "как", "когда", "зачем", "почему"
- предлагать в игре выбор из двух и более возможностей
- разного рода "не получается! что же делать?"
- играя с ребенком с дислексией в инопланетян, написать длинное письмо от этих инопланетян, которое ребенку захочется прочитать
- играя "в концерт" с ребенком, который не хочет читать и писать, сказать, что для концерта необходима реклама и тем самым поспособствовать тому, чтобы ребенок начал изготавливать рекламные листовки
- в конце сессии задать ребенку вопрос, над которым он будет думать целую неделю, будет искать информацию и через неделю сам вернется к этому вопросу для продолжения разговора
- и т.д.
Чем специалист более творческий и любящий детей, тем больше прекрасных идей озадачивания он сможет применить.
Увы, флортайм точно не подходит тем, кто не готов быть творческим, тем, кто устал и хочет побыстрее закончить сессию, тем, кто не может всецело присутствовать в игре и тем, кто предпочитает "обучение путем заучивания".
Анжела Заяц