Куда направлено Флортайм-вмешательство?

Участвовала сегодня в "Науково-практичному форумі на тему психологічного супроводу дитини", который проходил в Университете Шевченко.

Было волнительно еще и потому, что Университет Шевченко – моя альма-матер. Я закончила факультет кибернетики 30 лет назад. :)

Доклад мой был, конечно же, о DIR Floortime.

Здесь размещаю картинку, которая показывает наглядно "точку приложения усилий" флортайм-специалиста: куда именно, так сказать, мы целимся в своей работе, что именно мы делаем, играя с детьми целыми днями во Флортайм-центре.

Схема эта – моя, авторская. Больше всего моего авторства в том, что есть красная стрелка и как она подписана.

Сама же идея переходов от "нейробиологической особенности" до "нежелательного" поведения принадлежит Елисею Осину. Правда, у него в некоторых прямоугольниках немного другие вещи написаны. Например, у него вместо "нейробиологической особенности" – "нейробиологическое расстройство", а я предпочитаю все-таки говорить "особенность". (Тем более, что сам Осин говорит, что аутизм – это не болезнь, а развитие по другой траектории.)

Смысл схемы в том, что флортайм-специалист, в первую очередь, работает на преодоление дефицита социальной включенности у ребенка, которая, кстати, может быть не только следствием нейробиологического чего-то, но и депривации в раннем возрасте или, например, травмирующего события.

Мы начинаем не с внешнего, не с поведения, не с речи, а с дефицита социальной включенности. (И, как многие уже проверили, поведение меняется само.)

Ну и дальше по плану: управление вниманием, умение находиться в контакте, умение инициировать и поддерживать коммуникацию, умение быть последовательным и целеустремленным, формирование самосознания, речь, мышление...

Это работает!


Анжела Заяц