Мифы о Флортайм: миф четвертый

​Миф четвертый:

подход Флортайм не поможет ребенку освоить новые навыки

Буду сейчас этот миф развенчивать.

В презентации вводного курса DIR 101 есть такой тезис: "Отдельным навыкам и послушанию не уделяется особое внимание". (Возможно, этот тезис вводит многих взрослых в заблуждение). Далее (по ходу курса) объясняется, как развивающая игра Флортайм ведет к укреплению отношений и (пропущу несколько этапов промежуточных) приводит, в конце концов, к тому что ребенок начинает слушаться, но делает это не из страха, вины, стыда, растерянности, а потому что приобрел необходимые сложные навыки. Что же это за сложные навыки, над которыми все таки работает Флортайм?

Эти навыки еще можно назвать базовыми. Без овладения ими, большинство наших обучающих интервенций будут, по сути, строительством на песке.

Самый первый базовый навык, над которым работает Флортайм - этот навык саморегуляции. Это способность оставаться спокойным, внимательным, бодрым, сосредоточенным какое-то время. Здесь ребенку может много чего мешать: состояние здоровья (боль, проблемы ЖКТ, иммунитет, аллергии, и др.); нарушения сенсорной интеграции; отсутствие достаточного опыта "после фрустрации прийти к утешению"; отсутствие опоры на значимого взрослого. Многие уже знают, что приобрести навык саморегуляции ребенок может только путем со-регуляции, которую осуществляет значимый взрослый (специалист на занятиях, дома - родитель). Поэтому уже на этом первом этапе отдельная работа с родителями необходима.

Следующий базовый навык, над которым очень трудятся флортайм-специалисты - это навык совместного внимания, без которого невозможно дальнейшее развитие и обучение. Само по себе управление вниманием невозможно без достаточной саморегуляции. Мы хотим, чтобы ребенок умел управлять своим вниманием и делал это произвольно, без давления, сначала с нашей поддержкой, а потом и сам.

Следующий базовый навык - это умение оставаться в контакте, несмотря на все вещи, которые контакт в себе содержит. Что это за вещи? Необходимость выдерживать проявления другого человека, придавать им смысл, не разрушаться от напряжения, справляться с неловкостью и другими чувствами, которые в контакте могут возникнуть.

Дальше - навык реципрокного взаимодействия. Базируется на предыдущих. Это умение поддерживать диалог (сначала - невербальный, потом вербальный), это умение придавать смысл сигналам (жестам, мимике, звукам, словам) другого человека и отвечать на них, а также самому инициировать коммуникацию.

Следующий базовый навык - умение решать сложные задачи с привлечением других людей. Параллельно с этим ребенок начинает понимать, что есть он, его чувства и желания, а есть другие и у них свои чувства и желания. Осуществляется переход от эгоцентрации к децентрации. Здесь же естественным образом появляются навыки подражания и имитации. Потому что для того, чтобы подражать, нужно выйти из слияния, нужно ощутить отдельно себя, отдельно другого.

Думаю, что утомила читателя. Далее перечислю просто некоторые навыки более высокого порядка, которые мы формируем в игре Флортайм:

  • навык целенаправленного поведения
  • навык выстраивания плана для решения проблемы
  • навык объяснить окружающим, что ты хочешь
  • навык задавать вопросы
  • навык осознавать, что с тобой происходит
  • навык "ненарушения чужих границ"
  • навык "позаботиться о себе"
  • речевые навыки
  • навыки логического мышления

И так далее. Перечислила в произвольном порядке.

Специалист никогда не работает только над одним навыком. Во время сессии работа идет сразу на нескольких уровнях.

Если Вам кажется, что над каким-то навыком не работают, это значит что для этого навыка еще нет достаточной базы.

Анжела Заяц