Что сделать, чтобы...
(или роль отношений во Флортайм)
- Что сделать, чтобы малыш спал ночью?
- Как научить малыша есть разнообразную полезную пищу?
- Как научить ребенка пользоваться горшком?
- Как прекратить грудное вскармливание (наш ребенок бесконечно много раз в день подбегает к матери и требует грудь)?
- Наш ребенок не понимает слово "нет", не слушает нас, идет напролом. Что делать?
- Ребенок боится других детей. На площадке только смотрит на них, не подходит.
- Ребенок не дает помыть себе голову.
- Наш малыш очень беспокойный, большую часть дня кричит и плачет. Что делать?
- Как мне реагировать, когда ребенок дерется или причиняет вред себе?
- Ребенок не дает маме сходить в туалет, устраивает перед дверью туалета безумную истерику и потом долго не может успокоиться. Что нам делать?
- Ребенок не одевает новую одежду, предпочитает ходить в одной и той же футболке.
- Наш ребенок без конца включает и выключает свет, играет пультом от кондиционера.
- Малыш все время просит телефон или планшет. Закатывает невероятные истерики, если не получает сразу то, что хочет.
- Наш ребенок просится, когда хочет писать, но какает только в штанишки, предварительно спрятавшись от всех за диваном или за занавеской.
- Если у малыша что-то не получается, он начинает бить себя и громко кричать.
- Наш ребенок ест только хлеб, печенье и шоколад.
- Малыш бежит на дорогу, не чувствует опасности.
- Ребенок выбрасывает все вещи из окна.
- Наш малыш может часами стоять в ванной и играть с водой.
- Ребенок боится лифта, ни за что не зайдет в него.
- Наш малыш не впускает нас в свою игру.
- Как научить ребенка играть?
- Малыш не разговаривает. Звуки появляются, а потом проходят.
- Ребенок не признает никого, кроме матери, нуждается в том, чтобы она все время носила его на руках.
- Наш малыш часто подходит к незнакомым людям и обнимает их.
- Ребенок ходит в школу, но не может вспомнить, как зовут хотя бы одного из его одноклассников.
- Наша дочь никогда не рассказывает нам о том, что произошло в школе.
- Сыну снятся кошмары, он боится спать один, боится спать с выключенным светом.
- Ребенок все время что-то тянет в рот.
- Ребенок очень часто мастурбирует.
- Как отучить ребенка вокализировать?
- Наш ребенок крутится вокруг себя или машет "крылышками". Это может продолжаться часами.
- Малыша интересуют только машины и колеса.
- Ребенок не слушается, не хочет одеваться, бегает голым, не хочет обуваться перед выходом на улицу.
- Наш ребенок.....
Родители думают, что на каждый конкретный вопрос можно получить четкую инструкцию - как именно это исправить.
Но эти конкретные вопросы и фокус на этих конкретных проблемах закрывают возможность увидеть ребенка как целое. Полностью закрывают.
Если Вы дочитали до этого места, то возможно у Вас возникли идеи относительно сенсорной интеграции и эрготерапии. Все верно.
Но еще до этих двух прекрасных методик, нужно подумать об отношениях. Эмоциональных отношениях, в которых растет ребенок.
Именно отношения - база для развития.
Отношения должны быть искренними, питающими, сочувствующими, теплыми, надежными, защищающими, мудрыми, терпеливыми и настоящими.
Если взрослые "стараются быть терпеливыми, ласковыми...", но на самом деле чувствуют отчаянье, раздражение и скуку, ребенок это уловит и реагировать будет именно на это.
В его маленькой душе будут расцветать пышным цветом сомнения в своей значимости, вина, стыд, одиночество, боль от своей "неуспешности". Самое обидное, что эти чувства взрослые будут успешно игнорировать, - ведь они считают себя терпеливыми и ласковыми, это с ребенком что-то не так.
Мы все должны понять, что в своих попытках обмануть ребенка, прикрыть истинные чувства, не замечать его желания и сигналы, отвлечь его от испытываемых им эмоций, мы уходим от встречи с ребенком, мы уходим от реальной встречи.
И тогда мы пытаемся строить развитие коммуникации, речи и мышления на песке, потому что реальная коммуникация рождается там, где происходит реальный обмен эмоциональными сигналами. И если сигналы ложные, фальшивые... то и результат рассыпается, он просто не может закрепиться, потому что в нашем мозге реальные эмоциональные образы связываются с реальными ощущениями и соответствующими словами (понятиями). Если подкинуть мозгу ложную информацию, даже взрослый человек будет сбит с толку. Ребенок же столкнется с обстоятельствами непреодолимой силы, останется без опоры, без шансов начать строить отношения с реальностью.
Анжела Заяц