ФЛОРТАЙМ

Методика FLOORTIME (Флортайм)

Что такое Флортайм?

Floortime - это одновременно методика, которая предполагает, что взрослый проводит в игре с ребенком на полу не менее получаса и общая философия, которой подчиняются все контакты с ребенком в течение дня. Постепенно специалист обучает родителей практике Floortime и терапия не ограничивается только тем временем, которое ребенок проводит с специалистом.

Две главные задачи, которые характерны для этого метода:

  1. следовать за ребенком и использовать его природные интересы
  2. ввести ребенка в общий мир

Ребенок чувствует себя ближе к взрослому, если он видит, что этот взрослый способен уважать и разделять его интересы. Есть много способов привлечения внимания и налаживания контакта. Кроме того, есть родители и специалисты, которые могут делать это интуитивно, но очень часто этому надо учиться специально.

Большое значение имеет индивидуальный сенсорный профиль родителей и специалистов-психологов, а также степень овладения стадиями функционального эмоционального развития именно теми взрослыми, которые пытаются налаживать контакт с ребенком. Необходимо приспосабливать стратегии к индивидуальным особенностям обработки информации ребенка и обращать внимание на собственные способности.

Главные цели Флортайм

Контакт и постоянное взаимодействие - главные цели Floortime. Можно сказать, все сводится к тому, чтобы найти такое занятие, которое будет приносить удовольствие и ребенку, и взрослому. Затем постепенно при повторении этой игры каждый раз немного варьировать свои действия, тем самым подталкивая ребенка к тому, чтобы оставаться в контакте и взаимодействии несмотря на то, что игра изменилась.

Стратегии и средства (мобилизация аффекта, со-настройка ритма и т.д.), разработанные специалистами концепции DIR, подробно описаны в книге Стенли Гринспена и Серены Уидер "На ты с аутизмом".

Применение метода требует творческой настроенности взрослых. После того, как удастся ввести ребенка в общий мир, мы постепенно побуждаем его осваивать каждую из стадий функционального эмоционального развития.

С самого начала применения методики специалисты определяют уровень освоения каждой из 6 стадий функционального эмоционального развития ребенком (очень желательно и родителями), а также исследуют индивидуальный профиль ребенка и родителей. Затем, учитывая результаты этих исследований, составляют индивидуальную программу коррекционной работы.

Описание коррекционной методики Floortime сложно осуществить так, чтобы оно было одновременно полным и лаконичным, ведь невозможно кратко описать какой-то вид терапии (например, гештальт-терапию или психоанализ) на нескольких страницах. Можно только обозначить основные принципы и описать некоторые стратегии, присущие определенному виду терапии.

Принципы Флортайм

Авторы концепции С. Гринспен и С. Уидер выделяют главные принципы, на которых строится терапия с младенцами, детьми и взрослыми в рамках концепции DIR:

  1. Для развития психики наиболее существенны многочисленные ситуации взаимодействия, которые обеспечивают фундаментальное ощущение эмоциональной связи и вовлеченности в отношения. Эмоции управляют развитием на всех его этапах.
  2. Учет различных начальных способностей детей к обработке сенсорной и двигательной информации, уникальности особенностей развития каждого ребенка и его потенциала роста.
  3. Прогресс в различных областях развития взаимосвязан.

Зачем нужен Флортайм при аутизме

Помогая детям-аутистам преодолевать трудности в установлении контакта, психолог и родители не только формируют у них ключевую способность вступать в отношения, но и уменьшают симптомы ухода в себя и самоизоляции.

Дети рождаются с сенсорной и двигательной системами, но эти системы еще надо подключить и обеспечить их совместное функционирование. Именно эмоции обеспечивают связь между сенсорной и двигательной сферами на все более и более высоких уровнях. Иначе говоря, ощущения ребенка начинают сочетаться с его действиями благодаря эмоциям (или аффекту) уже на ранних этапах жизни.

Коррекционная программа составляется с учетом доминирующего сенсорного профиля ребенка, индивидуальных ограничений и оценки стадий функционального эмоционального развития ребенка.