ГИПОТЕЗА ГРИНСПЕНА

По интенсивности современных исследований, представление о локализации биологической дефицитарности аутизма, его нейропсихологические, психофизиологические и биохимические механизмы сейчас однозначно не определены. Существуют различные версии и в выделении первопричины, и в понимании логики нарушения психического развития.

Легко предположить или сделать вывод, что у людей с аутизмом есть хронические или стойкие нарушения, связанные с отклонениями, не поддающиеся изменению, в мозге. Однако подобные суждения часто основываются на недостаточном количестве данных.

Один из самых сложных вопросов заключается в том, являются ли наблюдаемые поведенческие, эмоциональные или умственные особенности первичной проблемой или следствием. Например, согласно открытиям в области нейровизуализации головного мозга, у людей с аутизмом обычно есть проблемы с формированием связей между различными участками мозга.

Согласно концепции DIR первичная проблема при РАС - это отклонение биологического свойства, которое влияет на связь между эмоциями и двигательной системой и, далее, на способность использовать символы.

Исследования доктора Гринспена позволяют предположить, что благодаря эмоциям обеспечиваются связи между различными ментальными функциями. Если такие связи не сформируются как следует в раннем возрасте, это может привести к различным последствиям, включая проблемы с осмысленным и целенаправленным использованием действий и слов, и формированием связей между различными областями центральной нервной системы, соответствующих возрасту.

Среди характерных для аутизма симптомов выделяют нарушения следующих способностей: эмпатии и умения понимать мысли и чувства других людей (модели психического); более высоких уровней абстрактного мышления, в том числе умения делать выводы; совместного внимания, сопоставления себя с другими и решения задач и проблем; эмоциональной взаимности и функциональных (прагматических) языковых навыков.

Однако результаты исследований Гринспена заставляют считать, что все перечисленные способности и нарушения связаны с более ранним навыком (то есть являются производными). Этот ранняя навык - способность ребенка связывать эмоции или намерения с двигательным планированием, последовательностью действий и с ощущениями, а позднее - с умением оперировать символами. Несформированность этой способности и является фундаментальным психологическим нарушением при аутизме. Гринспен предположил, что биологические особенности, связанные с РАС, могут проявляться из-за нарушения этой связи и вызывать как первичные, так и вторичные признаки РАС.

Способность ребенка устанавливать такую ​​связь обычно становится очевидной в возрасте от девяти до восемнадцати месяцев, когда малыш переходит к сложным цепочкам эмоционального взаимообмена. Чтобы это происходило, у ребенка должно быть желание (то есть аффект), и он должен связывать это желание с планом своих действий. В совокупности эти элементы позволяют ребенку сформировать модель осмысленного взаимодействия для решения социальных задач. И наоборот, действия, не основанные на желаниях, становятся навязчивыми, бесцельными или повторяющимися. Ребенку трудно выйти за рамки простых двигательных комбинаций, если он не способен связывать их со своими желаниями. В рамках подхода DIR создаются эмоционально насыщенные ситуации, адаптированные к уникальным биологическим особенностям ребенка, чтобы помочь детям с РАС целенаправленно действовать, обмениваться эмоциональными сигналами и взаимодействовать с другими людьми. В рамках этого процесса улучшаются способности ребенка к осмысленным действиям и моторное планирование.

Необходимо отдельно отметить, что роль аффективной сферы в развитии была детально разработана еще в советской психологии. Речь идет о подходе психологов К. С. Лебединской (Харьковская школа дефектологии), В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. Согласно концепции аутизма, разработанной ими, биологическая недостаточность создает особые патологические условия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С момента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов:

1. нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, проявляющееся в пониженном жизненном тонусе;

2. снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной уязвимости при контактах с другим человеком.

Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой, создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается потому, что ребенок впечатлительный и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций - это следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи, мышления непосредственно связываются с грубыми эмоциональными расстройствами. Выделение четырех уровней аффективной регуляции позволяет авторам объяснить весь спектр проявлений аутизма.

Согласно гипотезе Гринспена (Affect Diathesis Hypothecic) о роли аффекта в развитии, ребенок использует аффект (или эмоции), чтобы сообщать своим действиям намерение, а словам и символам - смысл. В процессе решения проблем в многочисленных эмоционально насыщенных ситуациях у ребенка развиваются социальные, эмоциональные и интеллектуальные способности более высокого уровня.


Поскольку описанное индивидуальное нарушение обработки информации возникает в первые месяцы жизни, оно может препятствовать ребенку осваивать эмоциональные и когнитивные навыки с помощью опыта. Когда ребенку будет от двенадцати до двадцати четырех месяцев, неспособность к целенаправленному двустороннему общению в этом критическом возрасте может обострить нарушения и вызвать у него склонность к избегающему поведению, бесцельным или навязчивым действиям (независимо от того, насколько грамотно ведут себя его родители). К тому моменту, когда ребенком займется специалист, биологическое нарушение, которое было первичным, может стать уже одним из факторов динамичного процесса.

При нормальном развитии сенсорные системы младенца связываются с моторной системой с помощью аффекта (например, когда ребенок видит улыбающееся лицо и слышит звуки голоса взрослого и поворачивается к нему). У любого ощущения есть как физические, так и эмоциональные характеристики. Бесконечное разнообразие аффектов, связанных с ощущениями, позволяет человеку использовать эмоции, чтобы кодировать, хранить и восстанавливать информацию. Эта способность устанавливать связи между физическими и эмоциональными характеристиками ощущений и движений позволяет растущему малышу воспринимать и упорядочивать образы, например, когда оно видит мать и тянется к ней. Эти отдельные моменты целенаправленных действий превращаются в масштабные последовательности двусторонних действий для совместного решения проблем.


Ко второму году жизни эти последовательности способствуют развитию чувства себя и ощущений других людей; они позволяют ребенку научиться формировать символы и наделять их значением, а также развивать более высокие уровни мышления.

Когда биологические факторы (сильная депривация, или жестокое обращение) нарушают формирование первичной связи между сенсорными системами, аффектом и двигательными ощущениями, поведение оказывается лишенным связи с аффективной стороной ощущений. Поэтому дети с таким нарушением демонстрируют бесцельное поведение и не могут инициировать двустороннее общение или принимать в нем участие, что лишает их шагов развития, которые ведут к появлению эмоциональных и интеллектуальных способностей.