Мифы о Флортайм: миф пятый

​Миф пятый:

Существует такой нелепый миф: «Начинать заниматься в подходе Флортайм с ребенком можно только после того, как у него разовьется имитация».

Самое интересное, что миф этот озвучивают специалисты, которые не обучались Флортайм-подходу, или обучались, но очень плохо. Ведь все, кто учился хорошо (и специалисты, и родители), знают, что имитация у ребенка развивается естественным образом, как только он готов осваивать 4-ю ступень функционального эмоционального развития.

И, конечно, очень радует, когда обученные нами мамы отвечают специалистам-мифоносителям-мифораспространителям: "Как раз после занятий Флортайм имитация и пошла сама! Мы ничего специально не делали, не командовали «руки подними» и т.д., а ребенок начал имитировать, по собственной воле".

Я много думала, откуда такой миф взялся. Предполагаю, что при поверхностном взгляде на Флортайм-подход возникает ощущение, что специалист просто повторяет за ребенком, и поэтому ребенок никогда не начнет повторять за взрослым.

Да, так может показаться, если не понимать, как Флортайм работает и зачем, и как именно специалист может повторять за ребенком действия или звуки.

Для Флортайм-подхода рано не бывает. Флортайм-специалист может работать и с трехмесячным малышом, при этом прекрасно понимая, что нужно делать, каковы цели, что уместно и нужно сейчас, а для чего время еще не пришло.

Я уже где-то писала раньше, что DIRFloortime – синоним раннего вмешательства.

На базе созданного С.Гринспеном и С.Уидер центра «От нуля до трех» система раннего вмешательства развивалась в США, а шкалы, разработанные Гринспеном, стали частью знаменитых Шкал Бейли.

🍒🍒🍒 Сейчас попробуем разобраться, как благодаря Флортайм имитация появляется.

Мы работаем с опорой на концепцию Ступеней функционального эмоционального развития. И поэтому в любой ситуации мы можем определить, где именно мы сейчас находимся, каковы ближайшие цели в развитии ребенка.

Каждая ступень – это базовая способность. Если она уже достаточно развита, то опираясь на нее, ребенок может начинать осваивать или совершенствовать выше находящиеся ступени-способности.

🍒🍒🍒 Первая ступень – первая способность – Саморегуляция и интерес к миру. То есть ребенок умеет регулировать свое состояние, может в течение какого-то времени (соответственно возрасту и контексту ситуации) оставаться внимательным, бодрым, воспринимающим, реагирующим на внешние и внутренние ощущения. Это способность интегрировать входящую сенсорную информацию, придавать ей смысл (соответственно возрасту), адекватно реагировать. Чтобы помогать малышу развивать саморегуляцию взрослый использует различные сенсорные игры. Малыш знакомится с миром ощущений (внутренних и внешних). Забота взрослого помогает ребенку усваивать опыт успокоения, возбуждения, различные ритмы… Если эта способность более-менее развита, то психика готова осваивать следующую способность.

🍒🍒🍒 Вторая ступень – вторая способность - Способность быть в контакте, вовлекаться. Ребенок потихоньку начинает осваивать эмоциональный контакт. И, если на первой ступеньке он мог радоваться ощущениям, когда его подбрасывают, качают, согревают, купают, гладят, переодевают, кормят…, то на второй малыш начинает радоваться эмоциональному взаимодействию с близкими, ловит их взгляды, рассматривает, реагирует на мимику, интонации. Потихоньку начинает отличать своих от чужих. Здесь тоже уместны игры сенсорные, но они больше окрашены эмоционально, больше пауз, предвкушения, мимика и интонации играют огромную роль. Ребенок начинает гулить и это является зародышем речи. Взрослые отвечают на гуление ребенка и закладывают основу для следующей ступени. Если способность находиться в контакте достаточно развита, психика ребенка готова осваивать более сложный навык – двустороннюю коммуникацию.

🍒🍒🍒 Третья ступень – третья базовая способность – Преднамеренная двусторонняя коммуникация. Здесь появляется уже понятие коммуникативного цикла. Ребенок учится воспринимать взгляды, жесты, звуки взрослого в качестве сигналов, на которые учится отвечать. С другой стороны, он замечает, когда родители реагируют на его сигналы, на его лепет, на его улыбку, на изменение позы тела. Моторика ребенка дает больше возможностей для экспериментов с миром физическим, и ребенок потихоньку начинает осваивать причинно-следственные связи. (Бросил игрушку, мама подняла. Закричал, мама подошла успокаивать). Здесь игра становится сенсо-моторной: тянуть, стучать, тарахтеть, вкладывать, закрывать, открывать… Ребенок во время бодрствования неустанно экспериментирует с миром вокруг и с близкими, хочет повторения одних и тех же смешных игр (ку-ку, сорока-ворона…), бесконечно обменивается эмоциональными сигналами. Значение таких игр трудно переоценить, потому что от количества коммуникативных циклов и их качества очень сильно зависит дальнейшее развитие речи, мышления, социальных навыков. И если коммуникативные цепочки становятся достаточно длинными, если коммуникация яркая, с мимикой и жестами (то есть в ней участвует все тело), если диапазон эмоций, которые может выражать ребенок достаточно широк, происходит скачок на 4 ступень.

🍒🍒🍒 Четвертая ступень – четвертая способность – Решение социальных задач. Сложная коммуникация. Формирование самосознания. Это уже очень серьезно. Здесь нужны навыки саморегуляции, контакта, коммуникации. Благодаря опыту, полученному на предыдущих этапах, ребенок накопил уже достаточно знаний о мире физическом, о мире людей, чтобы осознать, что для реализации некоторых собственных желаний ему нужен взрослый (например, достать игрушку с верхней полки), а также то, что взрослый может не захотеть этого делать, или не понять ребенка, и что важно быть настойчивым и упорным, чтобы взрослому это показать и получить результат. Для решения таких задач порой нужны очень длинные коммуникативные цепочки, они могут быть невербальными, ребенок может общаться с взрослым жестами, звуками, показывать мимикой, тащить за руку, настаивать….- в общем, с легкостью обмениваться эмоциональными сигналами для того, чтобы намерение увенчалось успехом. Как видим, это уже целенаправленное поведение. Также заметно, что здесь есть серьезный прогресс – ребенок понимает, что другие люди могут иметь другие желания, другие намерения, отличные от его намерений. Другие люди могут быть в плохом настроении, не хотеть играть. Или, наоборот, - в хорошем настроении и не давать ребенку покоя своими заигрываниями. Психика на этой ступени уже очень сильно развита, есть память о разных предметах, о разных людях, о разных свойствах людей и предметов, о разных процессах, о закономерностях (штанишки запачкал, мама будет менять), о причинно-следственных связях. И здесь происходит переход – от эгоцентрации к децентрации. Ребенок начинает осознавать: «есть я и есть другие». До этого ребенок был в слиянии с мамой, брал мамину руку, как продолжение собственного тела и направлял туда, куда хотел. Сейчас он осознает: нужно договариваться, мама может не захотеть… Так начинает формироваться самосознание. Это невероятно интересный и важный момент. Очень важно, чтобы взрослые это понимали, потому что здесь закладываются основы того, насколько ребенок будет успешным во взрослой жизни, насколько последовательным, насколько уверенным и т.д.

🍒🍒🍒 Теперь про имитацию. Для того, чтобы имитация возникла, ребенок должен отделить себя от мамы. Повторять за кем-то, имитировать чьи-то действия можно лишь тогда, когда видишь другого отдельно от себя, понимаешь, что это его действия, а не твои, и хочешь сделать также. То есть у ребенка должно хватать внимания на восприятие действий другого, хватать способности образ этих действий сформировать в психике, хватать способности организовать так моторику, чтобы действие повторить. И в любой точке может быть проблема: в точке восприятия действия другого (это первая ступень), либо в точке желания сделать также (это первая, вторая и третья ступени, но вторая в очень большой степени), в точке схватывания образа действия (это первая и третья ступень), в точке организации движения (это первая и третья ступень)… И если имитации нет, мы будем работать с 1, 2, 3-й ступенями для того, чтобы она естественным образом развилась сама.

Потому что нельзя назвать имитацией выполнение команды «руки подними, как я». Это выполнение инструкции. Имитация сложнее и глубже, а выполнение команд – это производный навык, не базовый.

Анжела Заяц